Слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после Литургии в храме Христа Спасителя перед началом работы XXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Те, кто вступает на путь служения Церкви в сфере образования и просвещения, должны предъявить к себе особые требования: к своему образу жизни, к своему восприятию Божественных нравственных законов. Но они также должны дисциплинировать свой ум, чтобы не произносить слова, смущающие, возбуждающие противоречия и в конце концов ослабляющие внимание слушающих, а иногда и само желание слышать слово Церкви.
Это огромная по своей важности миссия, особенно сегодня. И этой нашей миссии противостоят другие в кавычках «миссии», которые несут миру иное послание. Это иное послание, которое в принципе противоречит Божественному слову, сегодня поддерживается силой средств массовой информации, модой, Интернетом – чем только не поддерживается, формируя некий образ жизни современного человека, некую модель жизни, в которой нет места Богу, потому что ценности, которые эта модель предлагает, лежат вне всякой религиозной жизни, центр притяжения – плоть и удовлетворение ее похоти. Обращать сегодня послание к миру, к людям – образованным и простым, более воцерковленным и вообще невоцерковленным – это значит принимать на себя огромную ответственность, потому что если наши слова не будут эффективными, если наше служение будет слабым, то как преодолеть тяготение мира сего? И потому каждый должен сделать всё, что он может сделать, вступив на этот удивительный, захватывающий и вдохновляющий путь служения Господа в нынешних столь сложных условиях исторического бытия.
Но всё равно, как бы мы ни напрягали наши церковные, человеческие силы, невозможно сравнить их с силой той страшной огромной машины, которая работает на, как теперь говорят, переформатирование не только человеческого сознания, но самой человеческой сущности, чтобы сформировать некую новую личность, идеалы которой не соприкасались бы с нравственной природой человека. В каком-то смысле речь идет о дегуманизации человеческого общества и человеческой личности. Когда нам говорят, что движущей силой этого процесса является экономика, конкуренция, всё это неправда, потому что у этого процесса мистические и метафизические истоки. И потому никакой организацией наших усилий, никакой сильной церковной администрацией, никакими важными церковными документами мы не сможем противостоять этой силе. И только одно может противостоять ей – тоже не рациональное, а иррациональное, тоже мистическое и метафизическое – Божественное начало.
Опираясь на помощь Божию, вдохновляясь Его благодатью, подобно тем самым апостолам, которые бросили вызов огромной несокрушимой мировой Римской империи, мы также способны бросить вызов этой новой империи зла, которая развращает душу человека и лишает его надежды на спасение. Как же здесь уместны слова апостола, которые мы слышали: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Та сила, которая разрушает сегодня нравственную природу людей, – это гордыня и ложь. Мы же опираемся на силу Божию, которая способна нашу немощь превратить в несокрушимую силу.
Из слова после Литургии в храме Христа Спасителя
перед началом работы XXIII Международных
Рождественских образовательных чтений,
21 января 2015 года