Сам Спаситель скорбел и говорил, что скорби неизбежны. Святые Отцы Церкви (особенно Иоанн Златоуст) утверждали, что скорби благодатны. Христианство вообще есть религия, гонимой временно, но торжествующей в вечности – Правды Христовой. Константин Леонтьев назвал Христианство оптимистическим пессимизмом. Иными словами – скорби неизбежны, но они временны, благодатны и непременно сменятся радостью. «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:38). «Вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин. 16:20).
Христианин при скорбях непременно должен ясно понять:
1) что все посылается от Бога (в том числе и скорби),
2) что все посылается нам для блага (и скорби тоже),
3) что скорби – временны,
4) что человек создан для блаженства, а потому и скорби непременно превратятся в радость, которую уже никто не отнимет от нас. «»Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Скорее мать забудет свое дитя, чем Господь забудет отереть каждую слезинку. Следовательно, какая бы огромная скорбь ни была у христианина, он не может и не должен отчаиваться. Скорби христианина – всегда просветленные скорби. (Св. Златоуст говорил: «Слава Богу за все, а особенно за скорби»).
В последние времена, по словам Спасителя умножатся беззакония и по этой причине во многих охладеет любовь. От оскудения же любви – умножатся и скорби. Грех и беззаконие – корень страданий; поэтому-то от увеличения беззакония и греха умножатся и скорби. Отсюда вытекает, что для уничтожения скорбей самая главная борьба должна быть с грехом и беззаконием. Каждый человек может и должен принять участие в этой борьбе, борясь с грехом в самом себе. Но где увеличивается грех, там преизобилует и благодать (помощь Божия). Благодатность скорбей заключается в том, что они часто приводят человека к Богу. Когда нет никакой надежды в плоскости житейской, – тогда невольно очи и сердца поднимаются ввысь. «Чем ночь темней, тем ярче звезды, чем больше скорбь, тем ближе Бог» (Майков).
Горячий, искренний, молитвенный вопль о помощи при нестерпимой скорби – всегда, тотчас и непременно бывает услышан и Господь простирает руку Своей помощи, как утопающему апостолу Петру: скорбь утешается и просветляется.
Скорби посылаются христианину:
1) или вследствие греха, для того, чтобы образумить и отвратить от него;
2) или для испытания и укрепления: смирения, терпения, надежды и веры (всегда для нашего блага);
3) или как высшая награда (мученический венец).
Всякая скорбь имеет глубокий смысл, но он не всегда и не сразу бывает ясен. Если скорби и страдания переносятся со смирением и терпением, то смысл их непременно рано или поздно уясняется.
Чем облегчаются у христианина скорби?
1) Сердечной памятью о скорбях и страданиях Самого Спасителя, на кресте за нас распятого. В свете Его страстей – бледнеют все скорби человеческие (если только живо, с верой и любовью ко Христу их вспомнить). От степени веры в Бога и степени любви к Нему – зависит степень облегчения скорби у христианина. Отсутствие же веры, а потому и любви ко Господу – усиливает скорбь (даже до отчаяния). По словам св. Иоанна Златоуста, – самая великая скорбь на земле у христианина бывает от разлуки с родными, любимыми, близкими людьми. Смерть – есть частный, но наиболее тяжкий вид разлуки. А преподобный Серафим, утешая, утверждал: «Счастье христианина заключается в том, что он не умирает, а только засыпает, и поэтому, смерть для христианина – есть только разлука». И потому, с православно-христианской точки зрения, умершего человека правильнее всего следует называть усопшим.
2) Кроме «памятования о Страстях Господних», скорби у христианина просветляются и облегчаются еще в зависимости от чистоты совести. По этому поводу прекрасно сказано у Пушкина («Борис Годунов»): «В годину бедствий, что может успокоить? Едина разве совесть…». Почему же чистая совесть может помочь вовремя скорби? Потому что чистая совесть усиливает веру, дает особое «право на дерзновенную просьбу-молитву» и делает человека более чутким к страданиям Спасителя. Скорбь по поводу объективных жизненных причин – надо стараться превратить в скорбь о грехах наших. При скорбях о смерти близких – духовно бывает полезно вспомнить свои грехи перед ними. Сначала от этого скорбь увеличится, но затем вскоре просветится и облегчится.
3) Кроме «памяти о страстях Господних» и «покаяния и очищения совести», скорби облегчаются и просветляются еще и облегчением чужих скорбей, или милостыней. «Восприми чужую скорбь, как свою – и утешишь скорбящего, а утешив скорбящего – утешишься и сам».
Молитвы во время скорбей следует возносить прежде всего к «Надежде ненадежных», ко «Всех скорбящих радости», к Той, которая Сама больше всех людей страдала, к «Споручнице грешных», к «Нечаянной радости» – к Пречистой Матери Божьей, Богородице, Деве Марии. Затем – к Ангелу Хранителю, и, наконец, дерзновенно к Самому Царю Небесному, Утешителю, Св. Духу, который, по словам преп. Серафима – «радостотворит все, к чему прикасается».
Малые скорби часто «ходят грядками» (по народному выражению). «Пришла беда растворяй ворота» – гласит и русская пословица. В таких случаях следует видеть особую милость Господню: вместо одной большой скорби – посылается много малых («миллион разменивается на гривенники» – по удачному народному выражению).